Соцпакет

Россияне могут потратить маткапитал на дополнительное образование своих детей

Фото АГН «Москва» / К. Зыков

Как самодовольно говорила мать главного героя популярного советского мультика: «А капитал у мово Вани – в голове!» Забавно, но факт: ровно то же самое могут сказать и многие современные родители, потратившие средства сертификата на материнский капитал на образование своих детей.

Хотя, безусловно, самым распространённым вариантом распоряжения средствами неизменно остаётся улучшение жилищных условий: по данным Пенсионного фонда, в 2020 г. из 317 млрд рублей, выплаченных по сертификатам, 93% было направлено на выплату ипотечных кредитов и приобретение или реконструкцию квартир или домов. Однако направление «материнских» средств на оплату садиков, частных школ и дополнительного образования было и остаётся прекрасным подспорьем для огромного количества семей.

Отметим, что механизм направления средств на образовательные цели, в силу его относительно невысокой (по сравнению с «жилищным» направлением) популярности, сегодня содержит определённое количество юридических «кочек», на которых спотыкается немало людей. И одна из самых существенных попадается на пути семей, которые решают направить деньги не на традиционные садики и школы, а на дополнительное образование своих детей – оплату спортивных и музыкальных школ, кружков и секций. Как показывает практика, ПФР часто отказывается переводить деньги на эти цели. Ключевой аргумент, который выдвигают родителям, – мол, средства предназначены исключительно для оплаты учреждений, где реализуются общеобразовательные программы (то есть только школы и детские сады). Справедлив ли такой отказ?

Сначала необходимо разобраться с нормативной базой. О том, что средства материнского капитала могут быть направлены на образование ребёнка, говорится в двух документах: Федеральном законе №256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» (ст. 11) и Постановлении Правительства РФ от 4 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребёнком (детьми) расходов». На втором документе стоит остановиться подробнее. В пункте 2 постановления приводится исчерпывающий перечень услуг, которые могут считаться основанием для перевода денег от ПФР. В частности, документ гласит, что средства могут быть направлены на (цитата) «оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, предусмотренных пунктами 6 и 8(1) настоящих Правил» (о них чуть ниже). Как видим, никаких указаний на то, какими конкретно должны быть эти образовательные услуги, в этом пункте нет (нет их и ниже). О том, что государство соглашается оплачивать только общеобразовательные программы, также не говорится ни слова. Соответственно, родители имеют полное право направлять средства сертификата на освоение детьми образовательных программ не только в «стандартных» школах и садиках, но и в учреждениях дополнительного образования.

Справедливости ради отметим, что документ содержит ряд требований к организациям, которые оказывают образовательные услуги. В частности, в ст. 11 Закона 256-ФЗ указывается, что средства могут быть направлены на обучение ребёнка «в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг». В переводе с юридического на русский это значит, что образовательная организация должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она должна быть именно организацией, то есть иметь статус юридического лица (соответственно, оплатить занятия у индивидуального предпринимателя или самозанятого преподавателя не получится). Во-вторых, у организации должна быть действующая лицензия на оказание образовательных услуг. Иных ограничений не предусмотрено.

Что касается упомянутых выше пунктов 6 и 8(1) «Правил направления средств…», то там никаких препятствий для направления средств на кружки и секции также не содержится. Речь в них идёт о ещё двух вариантах услуг, которые не относятся непосредственно к образовательным, но могут быть оплачены материнским капиталом. Это оплата проживания в общежитии в период получения образования (п. 6) и оплата услуг присмотра и ухода в детском саду или школе. Отметим, что последнее – чисто бюрократическая заморочка, не имеющая никакого значения для родителей. На формальном уровне, для чиновников, стоимость пребывания ребёнка в детском саду делится на цену образовательных услуг по утверждённой программе (семьи за неё не платят) и стоимость присмотра и ухода, и данная строка в законе необходима именно поэтому.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Источник

Теги

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть